Закрыть ... [X]

Вышивка картин по своим образцам

Закрыть ... [X]

✨ГРДНТ ИМ. В.Д. ПОЛЕНОВА ПРИГЛАШАЕТ ПОСЕТИТЬ ВЫСТАВКУ «КАЙТАГСКАЯ ВЫШИВКА ДАГЕСТАНА. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ». ЕЁ ОТКРЫТИЕ СОСТОИТСЯ 29 МАЯ В 15.00✨

В истории народного прикладного искусства, наверное, не так много случаев, когда яркое, исключительное по своим духовным и эстетическим качествам явление, по каким-то причинам предается забвению, выпадая не только из бытовой культуры народа, но и из поля зрения этнографов и искусствоведов.
In zijn geheel tonen... Но забвение это всегда временное. И потому возвращение его в культурное пространство такого объекта становится не только событием огромной важности для своего народа, но и достоянием всего человечества. Однако для возвращения нужен какой-то толчок, чаще всего извне.

Примерно так и произошло с сейчас уже знаменитой «кайтагской вышивкой», родиной которой является Дагестан, точнее Кайтаг и несколько даргинских сел из других районов. Общеизвестно, что Дагестан является уникальным, заповедным регионом России по природному и этническому многообразию, богатству художественных традиций. Нигде на Кавказе в XIX в. не было такого количества кустарных производств как в Дагестане. Этому способствовали сложные природно-географические условия и особенности хозяйственно-бытового уклада. Наряду с крупными специализированными центрами, имеющими промысловый характер (Кубачи и Кази-Кумух – оружейное и серебряное дело, Балхар и Сулевкент – гончарное производство, Дербент и Табасаран – ковроткачество, Сутбук – резной камень), почти в каждом селении были мастера – резчики по дереву и камню, кожевенники, мастера по серебру, лудильщики, вышивальщицы и др., которые занимались ремеслом в свободное от сельскохозяйственных работ время, удовлетворяя бытовые и художественно-эстетические нужды местного населения. Нередко их изделия в связи с узкой локализацией и ритуально-культовым назначением имели специфические, глубоко архаичные черты, нехарактерные для подобного круга предметов в других, даже вблизи расположенных селениях.

Именно поэтому в Дагестане сохранились не только одно- и двух-аульные языки, но и элементы одежды (в первую очередь, традиционные женские головные уборы), ювелирные украшения, типы орнаментов, формы утвари, технологии обработки дерева, металла, камня, обряды и обычаи, имеющие весьма узкий ареал бытования. Все они пришли из глубины веков, нередко носят реликтовый характер и с поразительной устойчивостью, хотя в несколько модифицированном виде, сохранились до середины ХХ века.

Именно их архаичность, приоритет духовного, магически-охранного начала над утилитарным, а также небольшой ареал распространения и послужили причиной их «выживания», с одной стороны, и постепенного забвения, с другой. Но, к чести создавшего их народа, многие артефакты не исчезли, а просто бережно хранились, став семейными реликвиями, передаваемыми из поколения в поколение. И ждали своего часа. Примерно такая участь постигла кайтагскую вышивку.

До начала 90-х гг. прошлого века в Дагестане мало кто знал об этих удивительно красочных панно, волнующих воображение разнообразием орнаментальных композиций, подчас не поддающихся расшифровке; цветовой гармонией, безупречностью вкуса безымянных мастериц. Вроссийских музеях (Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Российский этнографический музей, Государственный музей народов востока, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Музей художественных тканей МГТУ) хранятся от 10 до 60 образцов этих вышивок, датируемых XVIII началом ХХ веков. В дагестанских музеях собрания вышивок до недавнего времени были намного скромнее, и этот вид прикладного искусства как бы выпадал из сферы научных интересов дагестанских этнографов. Да и в этнографической литературе прошлого (Е.Шиллинг, Э.Кильчевская, А.Иванов, Д.Чирков) упоминания о кайтагской вышивке встречаются редко.

Первым, кто назвал эти вышивки «кайтагскими», был Е.М. Шиллинг. Э.В. Кильчевская в книге, изданной в соав¬торстве с А.С. Ивановым в 1959 г., «Художественные промыслы Дагестана» писала: «Из селений Кубачи и Маджалис вывезено большое количество этих кайтагских вышивок в центральные музеи Москвы и Ленинграда, а также Тбилиси. Кайтагскими эти вышивки названы, поскольку больше всего их изготовлением занимались в Кайтагском районе.

Это название, видимо, возникло еще раньше при документировании вышивок в центральных музеях. И надо признать, что оно оказалось устойчивым. Комментируя цитату Э.В. Кильчевской, надо сказать и о том, что в Кубачи такие вышивки не делали. Но кубачинские и акушинские торговцы в начале века активно собирали их в Кайтаге для продажи центральным музеям России, заграницу, различным коллекционерам.

Термин «кайтагская вышивка» сегодня закрепился в искусствоведческой и этнографической литературе. Е.М. Шиллинг в очерке «Кайтаги», Э.В. Кильчевская в книге «Художественные промыслы Дагестана», изданной в соавторстве с А.С. Ивановым, пишут, что раньше созданием таких вышивок были заняты женщины сел Баршамай, Карацан, Чибахни и др.

Что же представляют собой эти вышивки, каково их назначение и с чем связан бум вокруг них в последние два десятилетия? Кайтагская вышивка – это декоративные панно из домотканого полотна, обычно имеющие размер 100-110х60-70 см, расшитые разноцветными шелковыми нитями в редкой технике «настил вприкреп». Полотно, служащее фоном, и сам шелк окрашивались натуральными красителями (марена, грецкий орех, шелуха лука, кора дуба, бузина, разные цветы и травы). Фон обычно был темно-красного, синего, зеленого, коричневого цвета, но иногда оставался и светлым. Нити могли быть самых разных оттенков, но предпочтительными были оттенки красного, желтого, синего, зеленого, бежевого, а также золотистого.

Но самое замечательное в кайтагских вышивках – орнаментальные мотивы, практически исключающие сюжетные сцены и передающие сложное домонотеистическое мировоззрение предков даргинского народа, их космологические и эстетические представления. Это разветвленная система древних знаков и символов, отражающих земледельческий, аграрный, солярный культы, символы плодородия, охранно-магическую символику. Не всегда легко определить семантику предельно стилизованных орнаментальных мотивов. Несомненно одно: символы, изображенные на вышивках, имеют древнейшее происхождение, они не выполняли декоративную функцию. Главное их назначение – служить оберегами, о чем свидетельствует ритуальное назначение вышивок.

Действительно, вышивки использовались в самые сакральные моменты жизни – при рождении ребенка, во время свадебного и похоронного обрядов. Так, вышивку узором вниз накидывали на люльку с младенцем, чтобы уберечь его от сглаза и злых духов. Во время свадебной церемонии в вышивке, лицевой стороной внутрь, несли украшения невесты в дом жениха. Использовалась она для охраны молодых от вредоносных сил и в первую брачную ночь. Во время похорон вышивкой (опять же лицевой стороной внутрь!) накрывали лицо умершего. Вышивку не хоронили, после возвращения с кладбища, на вышивке укладывалась одежда покойного, и родственники 4 дня оплакивали покойника. После похорон вышивка возвращалась в дом и убиралась в сундук. Возможно, именно ритуальное, а не утилитарное назначение даргинских вышивок способствовало их неплохой сохранности, ведь некоторым из них более 200 лет.

Настоящий «кайтагский» бум в Дагестане, а затем и в Европе, начался после приезда в Дагестан в 1992 г. английского этнографа Роберта Ченсинера, который заново «открыл» это уникальное явление народной культуры. За два свои приезда Р. Ченсинер собрал большую коллекцию вышивок, вывез их за рубеж, отреставрировал и издал прекрасный альбом-каталог «Кайтаг. Искусство текстиля из Дагестана» (1993г., Лондон). Тогда и началась мода на «кайтаг». Открыв глаза дагестанцам на их же искусство, Ченсинер открыл к нему дорогу для «коллекционеров», точнее, скупщиков антиквариата.

В те годы люди нередко были вынуждены расставаться с семейными реликвиями, чтобы элементарно выжить. Сотни прекрасных произведений народного гения оказались за пределами Дагестана и даже России. Высокий спрос на «кайтаг» рождал, безусловно, и попытки создавать подделки, которые выдавались за старинные артефакты. Но в этой мутной ситуации появились люди, искренне желающие возродить старинное ремесло. Первой это удалось сделать реставратору ковров и тканей музея изобразительных искусств, потомственной табасаранской ковровщице Изаят Меджидовой. Изучив технологию вышивки, она обучила несколько человек, те, в свою очередь, других.

Массовый характер производство кайтагских вышивок приобрело именно в Кайтагском районе, давшем название этому виду женского рукоделия. Задачу возрождения шелковой вышивки здесь в начале 2000-х гг. поставил глава района М.Д. Джамбуев, использовав свой административный ресурс. Но идея захватила и нескольких энтузиастов, в числе которых были Зубайдат Гасанова, Разият Магомедова, Анна Амарова, Ашура Гасайниева и их единомышленники. За несколько лет они не просто освоили новое (точнее старое) ремесло, но и обучили ему более 300 человек.

В настоящее время в Кайтаге вышивают в каждом селе. В каждом учреждении культуры, в школах искусств, доме пионеров и школьников, в некоторых общеобразовательных школах действуют кружки по обучению девочек кайтагской вышивке. Удачное возрождение практически утерянного вида народного искусства дает надежду на возможность возвращения в нашу жизнь и других художественных ремесел.

#ГРДНТимПоленова #грднт_им_ВД_Поленова #Народная_галерея #МКРФ #минкульт #россия #культурароссии #russia #culture #ГРДНТ #Живые_традиции_народов_России


Источник: https://vk.com/club18506800


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Кружева и снежинки
Схема животных гладью
Как связать игрушку из смешариков
Схема японского плетения
Декупаж мебели в стиле шебби


Вышивка картин по своим образцам
Вышивка картин по своим образцам


Раскраски, картины по номерам. Алмазная вышивка
Любительницы рукоделия, это для вас, несколько моих работ



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ